Идем в первый класс: советы родителям от психолога

Ваш ребенок собирается пойти в первый класс. Событие достаточно волнительное, причем не только для него, но и для родителей. Вольется ли ребенок в коллектив, адаптируется ли к новому режиму жизни и будет ли он успевать за школьной программой? Вместе с директором Института возрастной физиологии Марьяной Безруких, детскими психологами Анастасией Жуковской и Натальей Гришаевой мы подготовили несколько советов для родителей, которые отдают своих детей в первый класс. Как говорится, keep calm and do it! 

Возраст

Оптимальный возраст для того, чтобы ребенок пошел в школу, – 6-7 лет. Именно в этот период дети физически, психологически и морально готовы социализироваться и учиться. Раньше, как утверждают психологи, это делать бессмысленно. Не перегружайте ребенка.

"Не хочу в школу!"

ne-xochy-v-shkolu.jpg

Первый шаг – один из самых сложных. Многие дети боятся неизвестности, сложностей в учебе, а некоторые – даже других детей. Ваша задача – продемонстрировать, что в новом этапе нет ничего страшного. Покажите на своем примере, что учиться – это весело и интересно. Например, вечерами читайте с ребенком книги. Это можно делать по ролям, чтобы максимально вовлечь его в историю. Также важно задавать правильные вопросы. Когда ребенок приходит из школы, не спрашивайте его: "Как ты себя вел? Никого не обижал?" Так вы только направите его мысли в ненужное русло. Спросите: "Что нового ты узнал? Что было интересного в школе?" Удивляйтесь и восхищайтесь, когда малыш что-то вам рассказывает: "Ты в самом деле это знаешь? Ну надо же! А я не знал. Ты молодец!"

Дружба

Дружба – важное явление для каждого человека. Помимо близких отношений, она позволяет социализироваться и адаптироваться к взрослому миру. Как правило, никто из детей не начинает дружить с первых дней в школе. Обычно близкие отношения завязываются во втором полугодии. Поэтому не волнуйтесь, если этого не произошло в первые дни. Попробуйте сами подружиться с родителями других детей. Устраивайте детские праздники, сходите с детьми в поход, в кафе, приглашайте ребят к себе в гости. Собирайте их маленькими группами, чтобы у них была возможность подружиться. Возьмите инициативу в свои руки.

"Учительница меня не любит"

uchilk-ne-lubit.jpg

Изначально ребенку может показаться, что к нему как-то по-особенному относится учительница. Например, игнорирует его желания или не замечает. Тут вам понадобится сделать двойную работу. Во-первых, объяснить ребенку, что учителя – это не родители, их работа – прежде всего, обучать. Обязательно попросите малыша рассказывать вам обо всех проблемах и пообещайте, что поможете ему. Теперь идите к учителю, но не с претензией, а за советом. Скажите так: "Я не педагог, а вы педагог, посоветуйте, как мне быть в этой ситуации?" Вам нужно постараться сблизить ребенка с учительницей.

Ранний подъем

Важно понимать, что дети – это не взрослые, которые могут за 5 минут собраться, поесть и одеться. Утром ученику нужно время, чтобы раскачаться, поэтому начните с режима дня и сна. Оптимальное время, когда нужно укладывать спать первоклашек, – 21:00–22:00.

Будите ребенка за 20 минут до того, как ему на самом деле нужно подняться. При этом делайте это нежно, например: «Тебе нужно просыпаться, солнышко, но можешь еще 5 минут поваляться». Затем сделайте разминочную зарядку – это поможет раскачать организм и окончательно проснуться. Можно сходить с утра в душ, если позволяет время. И конечно же, хорошее настроение обеспечат вкусный завтрак и музыка.

Домашнее задание

ds.jpg

О да! Вспомните, как вы когда-то не хотели делать домашние задания. Неудивительно, что вашему ребенку иногда тоже не будет хотеться это делать. Вам нужно научиться договариваться о том, что малыш сам выполнит часть задания, например, напишет строчку «палочек». Подойдите и проверьте. Еще строчка – снова проверка. И с каждым разом увеличивайте объем самостоятельной работы. Не нужно сидеть все время рядом и смотреть ему под руку. Но и полностью перекладывать все уроки на первоклашку будет не правильно. Ему все еще нужны ваша помощь и поддержка.

Записи в дневнике

Для 70% учеников записи в дневниках являются проблемой. Кто-то еще не умеет писать, кто-то невнимательный, а кто-то просто теряется в строчках дневника. Вам надо вместе потренироваться. Учите ребенка писать списки, записки, "напоминалки". Поручите ему, например, составить под вашу диктовку список покупок перед походом в магазин или попросите оставить папе записку, чтобы он позвонил бабушке, предлагайте записывать время и название его любимых передач.

Стресс, стресс, стресс…

stress.jpg

Ну и немного о стрессе. Его испытывают не только дети, но и родители. Детям поможет ваша эмоциональная и физическая поддержка. Не ругайте ребенка за ошибки, в противном случае у него может развиться неуверенность в себе. Вместо этого объясняйте и разговаривайте. Такой способ будет намного эффективнее для психологического здоровья малыша. 

Также первоклашкам нужно время для адаптации, поэтому ограничьте список кружков и секций во время учебы в первом классе. Когда мы говорим «ограничьте», то имеем в виду вообще откажитесь. Проводите свободное время вместе со своим ребенком. Ходите в парки, библиотеки, музеи или кино. А также научите его соблюдать режим дня. 

Родителям важно понимать, что ребенок встал на путь самостоятельности, и убавить излишнюю заботу. Научите детей базовым правилам безопасности: обращению с незнакомыми людьми, правилам дорожного движения, обращению с огнем. Предложите малышу показать путь от школы до дома. Это поможет немного успокоиться и придаст уверенности. Приобретите ребенку телефон и научите звонить родителям. 
Продолжайте жить и уделите немного времени себе. Поздравляем, ваш ребенок пошел в первый класс!